Игра в четыре руки: поясняем за биампинг
Чуть ли не главным парадоксом абсолютного большинства современных колонок можно, как это ни странно, назвать... две пары клемм для подключения усилителя! Казалось бы — достаточно всего двух контактов, чтобы обеспечить передачу усиленного сигнала, а дальше в дело вступает пассивный разделительный фильтр внутри акустической системы и соответствующее число излучателей. Зачем еще две клеммы, они запасные?
Собственно говоря, даже там, где клемм всего две — на самом деле их больше, просто реализованы они уже внутри, на плате фильтра, точнее — нескольких его цепей, по числу фактических полос электро-акустического преобразования. В самом простом случае один из них отфильтровывает сигнал ниже определенной частоты для вуфера, а другой, выше нее — для твитера. Естественно, что динамики при этом опосредованно связаны, что не может не приводить к их взаимодействию, в том числе и не только полезному. Так что же нам делать с клеммами? В самом простом случае — не трогать вообще, подключившись к одной паре и оставив штатные перемычки. Чуть более продвинутый вариант — заменить штатные перемычки на специализированные, более качественные. Следующая возможность — так называемый bi-wiring, когда сигнал от усилителя (одного) для различных фильтров в колонке идет по разным кабелям. Собственно говоря, для этого нужны две пары кабелей и по 4 клеммы на канал как в усилителе, так и в колонке. Тут уже появляется некий простор для фантазии и пассивной эквализации, например можно поставить на бас медь потолще, а на верх серебро получше, если, конечно, возникнет желание в подобных экспериментах. Но мы движемся дальше и подходим к самому главному — биампингу, то есть раздельному усилению полос в акустической системе раздельными же усилителями. В этом случае сигнал с предварительного усилителя или источника с регулируемым уровнем должен подаваться параллельно на соответствующее число усилителей. В этом случае каждый усилитель будет «видеть» только ту часть фильтра, которая ответственна за свою полосу в акустической системе и не взаимодействовать с остальными, отчего будет лучше и сигналу и усилителю и динамикам, а в конечном счете — и слушателю.
Тут важно понимать, что любые различия в этих усилителях, от банальной мощности и активных элементов в усилительных каскадах (лампы, транзисторы, ключи и т. д.) до коэффициента усиления, будут работать как своего рода темброблок, приводя к изменению первоначального сигнала. Грубо говоря — в самом простом и понятном случае они должны быть абсолютно идентичны. Но где же найти столько усилителей и главное — финансовых возможностей для их приобретения? Однако аудиофильская индустрия предусмотрела решительно всё и в частности — возможность последовательного апгрейда с банального интегрального усилителя до многополосной активной стереосистемы. Как так? Показываем на примерах.
Exposure
Эта английская компания была основана в 1974 году Джоном Фарлоу, а начиналось все еще раньше, в 60-х гг. прошлого века, когда Джон принимал участие в разработке и производстве гитарных усилителей Hiwatt для таких исполнителей, как Rolling Stones, Pink Floyd, Led Zeppelin и пр. Казалось бы, цели и задачи у техники для звуковоспроизведения и звукоизвлечения (а то и звукосозидания) несколько различаются, однако же в любом случае музыкальная индустрия гораздо ближе к домашней аудиотехнике, нежели, скажем, экономическая или медицинская деятельность.
На первых порах компания производила исключительно звукоусилительную технику, причем строго раздельную, в лице предварительных и оконечных моделей. Дебютный полный усилитель под индексом Х увидел свет в конце 80-х гг., а в середине девяностых настал черед первого CD-проигрывателя. На стыке тысячелетий Джон продал компанию малазийским инвесторам, а сам ушел на покой, место же главного инженера занял Тони Брэди, ранее трудившийся в Onix Audio. Вся техника по-прежнему производится в Англии, что в нашу сомнительную эпоху глобализации не может не радовать.
Полный усилитель 3010S2D — это уже четвертая итерация данной серии. С получением индекса S мощность блока питания усилителя выросла на 15%, а выходная мощность — на 10%, масса также увеличилась на 1 кг. Индекс 2 не принес столь же значительных отличий: допускаю, что на этот раз они носили косметический характер, либо же выразились в замене комплектующих. Индекс D появился лет 6 назад и выразился в опционально поставляемой плате ЦАП (USB и BNC, 24/192 и DSD64).
В интегральном усилителе есть аж две пары выходов с предварительного усилителя, а в линейке фирмы присутствуют оконечные усилители 3010S2, чей конструктив и параметры аналогичны интегральной модели. Таким образом, можно сначала взять «интегралку», а потом, при возможности, желании или необходимости — докупить «оконечники», для организации bi или даже tri-amping.
NAD
Этой компании, которую основал в Лондоне инженер-электрик Мартин Бориш, в следующем году стукнет вот уже пол века. Ее название — аббревиатура от слов New Acoustic Dimension, а самый известный аппарат — интегральный усилитель под индексом 3020, разработанный Бьёрном Эриком Эдвардсеном в 1978 году. Его суммарный тираж, с учетом целого ряда модификаций, существенно превысил миллион (!) экземпляров. Журнал Stereophile назвал его одним из ста лучших продуктов за всю свою полувековую историю, а журнал The Abso!ute Sound – одним из десяти лучших усилителей всех времен. В 1991 году компания была куплена своим датским дистрибьютором AudioNord, а в 1999 году продана им компании Lenbrook, тоже дистрибьютору, но на этот раз канадскому. Тогда же NAD расширяет свой стереоассортимент в сторону многоканальной кинотеатральной техники, а также, что более важно для нас —запускает в производство серию компонентов с индексом BEE, как несложно догадаться — отдавая дань уважения прославленному конструктору, принесшему компании такой феноменальный успех. В 2005 году в модельном ряду компании дебютирует флагманская серия Master и в частности — интегральный усилитель M3, а несколько лет спустя на его базе создается более доступный аналог, интегральный усилитель C375BEE.
В усилителе имеется возможность установки MM/MC-фонокорректора PP375 и модуля ЦАП. Отключаемый темброблок позволяет осуществлять регулировку НЧ (±8 дБ на 100 Гц) и ВЧ (±5 дБ на 10 кГц). На передней панели расположены вход для внешнего источника и выход на головные телефоны. На задней панели в числе прочего имеются два выхода с предварительного усилителя (один из них – с плавной регулировкой уровня) и вход на усилитель мощности. Таким образом можно включить в усилительный тракт внешнее устройство обработки звука (эквалайзер и т.п.), подключить сабвуфер или организовать режим bi-amping, например с помощью усилителя мощности C275BEE, аналогичного C375BEE за исключением секции предварительного усилителя. Можно перевести выходные каскады в мостовой режим, а также задействовать Soft Clipping, то есть фактически компрессор, сглаживающий пики сигнала и возникающие вследствие этого искажения. Но для критического прослушивания его лучше не использовать.
Roksan
Эту компанию основали в 1985 году два выпускника Лондонского университета, Турай Мохаддам и Туфан Хашеми. На моей памяти это уже вторая культовая английская компания (первая — Cyrus), основанная выходцами из Ирана. Совпадение? Не думаю. Собственно говоря, название компании представляет собой слегка видоизмененное имя бактрийской княжны и супруги Александра Македонского, а дебютным аппаратом Roksan стал проигрыватель грампластинок, названный в честь персидского царя Ксеркса.
Проигрыватель создавался как прямой конкурент тогдашнему общепризнанному лидеру, модели Linn LP12, но достаточно быстро зарекомендовал себя как полностью самостоятельное и успешное изделие, выпускающееся и поныне. Его отличительной особенностью стало отсутствие пружинного подвеса субшасси, вместо которого использовались своего рода сайлентблоки. Забавно, что выпущенные примерно в это же время первые АС Roksan под названием Darius как раз-таки содержали классический пружинный подвес — правда, в них он использовался для... твитера!
Не менее примечательным был и первый цифровой источник компании — CD-транспорт ROK-DP1 с верхней загрузкой, образца 1991 года, за которым последовала серия аналогичных аппаратов Attessa. К 10-летию компании была разработана, пожалуй, самая известная серия Caspian, а в 1999 году начинается выпуск бюджетной серии Kandy, которая после ряда модификаций сейчас носит название К3.
Несмотря на относительно доступную стоимость, серия производится в Англии. Усилитель полностью аналоговый, в классе АВ, на базе линейного блока питания с тороидальным трансформатором номиналом 550 ВА, обеспечивающий выходную мощность в 140 Вт на канал при нагрузке 8 Ом. Из характерных особенностей стоит отметить встроенный ММ-фонокорректор и Bluetooth-приемник, а также внушительную массу в 14 кг. Оконечный усилитель серии примечателен XLR-коммутацией и наличием линейных выходов, благодаря которым можно реализовать активное усиление практически неограниченного числа полос.
Rotel
Эту японскую компанию основал 60 лет назад Томоки Тачикава и с самого начала она занималась разработкой и производством качественной домашней электроники. Изначально ее хотели назвать Roland, но поскольку уже существовал такой производитель музыкальных инструментов, то название было составлено из слов Roland и Matel, торговой компании, принадлежащей господину Тачикаве. Последние 40 лет Rotel сотрудничает с другим крупным производителем аудиотехники, компанией Bowers & Wilkins.
Пятнадцатая, а вернее — тысяча пятисотая серия аппаратуры, о которой сейчас пойдет речь, появилась в ассортименте компании в 2009 году. Интегральная модель RA-1592 построена на базе предварительного усилителя RC-1590 и оконечного RB-1582 MkII. Аппарат весит почти 17 кг и выдает 200 Вт на канал при нагрузке 8 Ом. В числе прочего он может похвастаться XLR-входом, полноценным ЦАП с поддержкой Bluetooth и DSD, возможностью подключения iPod и управлением по сети. Из описания очевидно, что совместно с оконечной моделью RB-1582 MkII они образуют идеальную комбинацию для реализации биампинга.
В сухом остатке
Каковы же очевидные плюсы наличия подобных решений в модельных рядах производителей звукоусилительной техники? Прежде всего — протяженная по времени процедура комплектации вашей стереосистемы. Затем — очевидное улучшение качества ее звучания, а также больший потенциал применительно к акустическим системам и помещению прослушивания. Более того, впоследствии вы можете например продать интегральную модель и купить вместо нее предварительный и еще один оконечный усилитель, тем самым еще больше улучшив качество тракта. Выходит, минусов нет? В теории — никаких, на практике — нужно отдавать себе отчет, что такое пополосное усиление — это все равно не полноценная активная схема, когда аналоговый сигнал линейного уровня, а порой и цифровой, делится на полосы и только потом подается на усилители, каждый из которых работает в своей полосе и нагружен непосредственно на динамик, то есть «видит» активную, а не реактивную нагрузку. Но это уже совсем другая история.
- 15
- 0
- 0
- 1
- 0
- 0
- 0
- 0
- 3
- 0
- 0
- 0