Тест винилового проигрывателя MoFi StudioDeck: густота и плотность американского звука | Stereo.ru
Для многих меломанов и аудиофилов Mobile Fidelity (MoFi) — слова почти сакральные, но всегда это касалось дисков и пластинок, изданных с исключительно высоким качеством издания и со временем неизменно становившихся коллекционными редкостями с соответствующими ценниками. Когда же в начале 2016 года компания на выставке в Лас-Вегасе представила свою линейку техники — это оказалось большой неожиданностью.
Тогда я думал, что MoFi ограничится рынком США и до нас уж точно не дойдет, а послушать хотелось. Но компания вышла на мировой рынок, и у меня появилась возможность-таки удовлетворить свое любопытство.
На тест мне досталась младшая модель проигрывателя MoFi StudioDeck с младшей же предустановленной головкой звукоснимателя MoFi Studio Tracker. Весь модельный ряд MoFi состоит из двух проигрывателей: постарше и помладше, — а также трех головок звукоснимателя, причем все три — типа ММ и, что не совсем обычно (хотя и встречается, например, у Rega) — с несменными иглами.
Кроме того в каталоге есть два фонокорректора, опять же — один попроще, другой посложнее. Фонокорректоры, кстати, рассчитаны не только на ММ, но и на МС-головки. И все, больше в плане техники и аксессуаров ничего нет, ну разве что опциональный алюминиевый клэмп для проигрывателей.
Стол и его опоры
Внешне все выглядит очень просто, но стоит только обратить внимание на детали, как понимаешь, что простота — лишь видимость, и к выпуску своих проигрывателей в компании готовились серьезно. По имеющейся информации к разработке приложил руку Аллен Перкинс, занимавшийся раньше такими вертушками как, например, Spiral Groove.
Ножки-опоры разработаны компанией Harmonic Resolution Systems (HRS), известной своими аудиостойками — одними из самых дорогих и, пожалуй, одними из лучших на рынке. Например, специальными ножками производства этой же компании комплектуются старшие модели техники Aesthetix. Так что не все так просто с проигрывателями MoFi.
Основу стола составляет цельная плита из МДФ, к которой крепятся все узлы и детали. Сверху плита дополнена алюминиевыми листами. У нашего подопытного алюминия в конструкции поменьше, у старшей модели MoFi UltraDeck — побольше. Принцип сандвича в конструкциях столов проигрывателей не редок, и в нашем случае внешняя реализация выглядит аккуратной. Снизу стол закрыт пластиковой накладкой, под которой скрыты все крепежные элементы и детали.
Однако ножки стола никак с этим пластиком не соприкасаются. Они вкручиваются в металлические ответные вставки в МДФ, а их конструкция снабжена весьма эффективным, как показала практика, пружинным демпфирующим механизмом. Таким образом, и развязка, и регулировка по высоте здесь возможны.
Кстати, что интересно — ножки слегка различаются по внешнему виду и снабжены цветовой маркировкой (две с
красной точкой, две — без). Похоже, что они рассчитаны на развесовку проигрывателя, и каждой паре
предназначено свое местоположение. Поэтому если вдруг захочется открутить у проигрывателя ножки — стоит
запомнить, где какая была установлена.
Мотор и его желтый пассик
Мотор закреплен внутри корпуса проигрывателя, и внешне сложно понять, как именно он задемпфирован. Однако, развязка у него несомненно должна быть. Сам мотор — переменного тока, синхронный, со скоростью вращения 300 оборотов в минуту. Подстройки скоростей не предусмотрено, хотя по стробоскопу здесь никаких проблем не наблюдается.
Скорости вращения меняются вручную — нужно перебросить пассик на пластиковом шкиве мотора. Но при такой реализации всей конструкции сделать это очень просто. Пассик у проигрывателя круглый, силиконовый. И пассик этот ярко-желтого цвета! Конечно, это лишь вопрос дизайна, но на мой взгляд смотрится он очень эффектно и интересно. И запоминается идеально.
Пассик передает вращение с мотора на дерлиновый диск, и, хотя он и не тяжелый, вначале пассик немного поскрипывает, пока диск не раскрутится. Страшного в этом ничего нет — есть проигрыватели, у которых диск вначале и вовсе нужно раскручивать вручную, а маломощный мотор только поддерживает вращение. Здесь же подталкивать рукой ничего не приходится.
Управляется мотор одной единственной кнопкой-выключателем. Эта же квадратная приметная клавиша является единственным светящимся элементом конструкции. Большая старорежимная кнопка и приятная не едкая желтая подсветка — как раз то, что нужно.
Блок питания мотора, что не совсем обычно, расположен внутри корпуса проигрывателя. Каких-либо негативных эффектов от этого я на практике не заметил, но вот массивный сетевой разъем слишком выделяется, особенно если снять крышку проигрывателя. К тому же, он не позволит придвинуть аппарат поплотнее к стене.
Совершенно точно свою роль в замедленную начальную раскрутку диска вносит подшипник. Он здесь сконструирован
очень необычно. Вроде бы это классический инвертированный подшипник со стальным шкивом, бронзовым стаканом и
тефлоновой вставкой. Но дело в размерах. Диаметр шкива — минимум вдвое больше, чем можно было бы ожидать. К
тому же подшипник не имеет масляной ванны и рассчитан на использование густой смазки, а не масла.
Безусловно, такая конструкция не раскрутится от дуновения ветерка.
Тонарм на 35 грамм
Тонарм у проигрывателя так же необычен. 10 дюймов длины, очень толстая алюминиевая трубка и заявленные 35 грамм (!) эффективной массы. По сравнению со средними 10–15 граммами это весьма много. И если цифра верна, значит, тонарм рассчитан на использование головок с низкой податливостью иглодержателя.
Тем необычнее, что в каталоге MoFi присутствуют только головки ММ-типа, а им гораздо чаще свойственна высокая податливость. Еще необычно у тонарма то, что часть деталей изготовлена из пластика. Видно, что не из какого попало, а из твердого и плотного, отлично обработанного, но все же это пластик.
Шелл и часть деталей крепления поворотного узла — не металлические, что одновременно сочетается с качественными подшипниками и с тем, что тонарм хорошо держит строй и ведет себя по настройкам и по замерам очень прилично.
По принципу работы тонарм статически сбалансированный, с классическим поворотным узлом, в котором вертикальное движение отрабатывают удерживающие трубку подшипники, а вращение задается всем основанием поворотного узла. Антискейтинг реализован самым простым способом — при помощи грузика на нитке. Конструкцией предусмотрено 4 промежуточных значения его настройки.
У конструкции противовеса есть своя особенность. Ризок и делений на нем нет. И хотя на тонарме нанесена некая полоска, которая указывает на правильное положение для настройки штатной головки, значение «на глаз» получается очень приблизительным — намного менее точным, чем нужно. Так что наличие весов при настройке необходимо. Тем более, что на точную настройку штатная головка отзывается заметно — звук меняется в диапазоне допустимой прижимной силы, и это стоит использовать для подстройки под свой вкус и слух.
Выход у тонарма — на пару разъемов RCA, расположенных на задней панели проигрывателя. Кстати, производителем
заявлена проводка кабелем Cardas. Но внешний штатный кабель ничем особенным не выделяется, и, пожалуй, его
можно при случае сменить, особенно если захочется использовать не штатную ММ-головку с высоким выходом, а,
например, низковыходную МС.
К вариантам использования головок я еще вернусь, пока же отмечу один минус — настроечного шаблона в комплекте
к проигрывателю нет. Штатная головка предустановлена точно, нужные цифры в паспорте имеются, но шаблона нет.
Мелочь, а неприятно.
Последний штрих к внешности и конструкции — пылезащитная крышка. Она имеет трапециевидную форму и изготовлена из почти черного слабопрозрачного пластика. Крышка достаточно легко снимается, петли у нее пластиковые, гнущиеся, примерно такие же, как использует компания Rega. Пластик самой крышки, похоже, весьма качественный: проигрыватель, попавший ко мне на тест, — не новый, его уже повозили по выставкам, но крышка сохранилась неплохо.
В целом, если проанализировать конструкцию, она представляется весьма логичной, интересной и непростой. Производители явно хорошо все обдумали и просчитали, найдя некоторое количество нешаблонных решений. Плюс внешность — аппарат получился действительно необычным и по-своему красивым.
Податливость
Прежде чем слушать, решил посмотреть по тестовым дискам, что же происходит с резонансной частотой. Со штатной головкой получилось около 9–10 Гц. Если принять эффективную массу тонарма в 35 грамм как данность, то получается, что динамическая податливость у комплектной головки MoFi Studio Tracker от 6 до 7 мм/Н.
В сочетании с другими внешними и косвенными признаками я бы предположил, что головки для MoFi делает Audio-Technica. Хотя, это только догадки. Что же в отношении головки показалось странным — несменная игла при ММ-конструкции.
После промерки еще несколько сочетаний с показателем эффективной массы тонарма можно согласиться. Нашлась еще одна косвенная задачка: вдобавок к тесту мне досталась для ознакомления головка Goldring E3 — старшая модель из новой E-серии. В паспорте для нее указана только статическая податливость, что не очень-то информативно.
Поэтому ее тоже пришлось промерять по тестовым дискам, резонансная частота получилась в районе 7 Гц, что можно считать нижней границей нормы (а динамическую податливость определить примерно как 11–12 мм/Н). После всех этих измерений сделаем окончательный вывод: тонармы MoFi действительно хорошо подходят для низкоподатливых головок, это можно и нужно учитывать.
Густо и плотно
Основное прослушивание — конечно же, со штатной головкой. Для начала поставил пластинку Miles Davis «We Want Miles». Первые впечатления — густой плотный звук с хорошо проработанными и выраженными басами, с объемом и «телом». Динамика ощущается как неспешная, обстоятельная, но чувства вялости или ватности нет, назвать звук ленивым не получится. Детальность точно выше ожидаемой, но она не выпячивается и не подчеркивается, основные тона занимают положенное им место.
И что особенно приятно — в звуке нет легковесности, мельтешения и некой хрупкой миниатюрности, свойственной ряду современных проигрывателей. Я не люблю разговоры о звуковых «школах» разных стран, обычно все это слишком притянуто за уши, но в отношении испытуемого проигрывателя определение «американского» звука просится само собой, с первых же минут прослушивания. Это сложно описать: здесь нет сверхмассивного тяжелого «стероидного» звука, но нет и истонченности, неуверенности и умаления нижней части диапазона.
Характеристики типа холодный-теплый применять не хочется. Явной окраски, пожалуй, нет, но если все-таки нужно дать определение — то подача скорее теплая. Весьма выражен эффект эмоционального вовлечения при прослушивании — звук живой, интересный. Усталости долгое прослушивание не вызывает, а это, на мой взгляд, при любой стилистике подачи — обязательное условие для приличного проигрывателя.
Следующая пластинка — Donald Fagen «Sunken Condos». Опять густой, насыщенный звук, но не застывший до
консистенции студня или сиропа. Неплохо выражен эффект реалистичности. Кажется, что звук можно потрогать.
Особенно понравилась мне здесь подача басовых партий, хотя скажу, что и они, и любые другие партии не
выпадают из общего звучания, не акцентируются. По крайней мере, если сама запись не предполагает
такового.
Подача по верхам на примере этого альбома показалась слегка сглаженной. Чуть-чуть ниже детальность, чем
хотелось бы услышать. Однако поймал себя на мысли, что я практически не слышу большинства тех черт, из-за
которых много лет назад отказался от использования ММ-головок. Вот разве что детальность...
Впрочем, я бы мог вообразить похожий звук этого проигрывателя, если, например, вместо штатной головки поставить Denon DL-103R. Баса скорее всего стало бы поменьше, детальности побольше, подача была бы чуть менее силовой по основным тонам. Но вот, в принципе, и вся разница. Интересный и хороший результат, учитывая что головка MoFi Studio Tracker относится, по нынешним меркам, к весьма бюджетному сегменту даже среди ММ-моделей.
Дальше нужно было обязательно послушать что-нибудь из альбомов, изданных самим лейблом Mobile Fidelity. У меня их не очень много — качество изданий очень нравится, а вот в музыке я с этим лейблом совпадаю редко. Поставил пластинку Dead Can Dance «Spiritchaser». Я ее хорошо знаю и иногда беру в состав тестовых подборок.
Сцену и звучание, в целом, можно назвать даже не масштабными, а фундаментальными. Неплохо слышна и разнообразная перкуссия, и вокальные партии. При правильном тональном балансе, разве что с долей теплоты, можно отметить и неплохую детальность, и внимание к нюансам.
Слушать с серьезным лицом невозможно: эмоции — то, что испытуемый проигрыватель действительно умеет передавать. Но не за счет окраски или теплоты, как это нередко бывает, а за счет отсутствия зажатости, стерильности, холодности, ощущения пластиковости звучания.
Кажется, даже если поставить какую-нибудь «мертвую» по звучанию и записи пластинку (я держу пару единиц такого мусора для тестов) — звук на этом проигрывателе будет чуть-чуть да поживее.
А что Goldring E3?
Поставил на проигрыватель головку Goldring E3, послушал. Фирменный характер Goldring узнаваем — есть
некоторая сдержанность. Впрочем, не все линейки этого производителя звучат в единой стилистике. E3 мне
показалась чуть ярче (и вообще, и в сравнении с MoFi), чуть острее по высоким частотам. Звук более светлый,
более воздушный, а вот чувства цвета стало меньше — звук менее насыщенный, чуть более камерный и с немного
меньшим количеством баса. Получилось тоньше, строже, может быть даже суше.
Впрочем, я бы сильно удивился, если бы Goldring
E3 в предложенных условиях оказалась бы лучше штатной. Они и
классом несколько различаются, и хорошо продуманную MoFi связку проигрывателя, тонарма и головки не так-то
просто переиграть. В других условиях общий почерк Goldring E3 проявить оказалось проще, да и тонарм под нее
явно желателен с меньшей эффективной массой.
В целом, учитывая совершенно бюджетный сегмент линейки E и модели E3, скажу, что модель (не буду загодя судить обо всей линейке) получилась удачной. В меру светлый, слегка сдержанный звук, с неплохой детальностью и ненавязчивой динамикой, аккуратное построение сцены без тяготения к выраженной камерности — все это неплохие качества, и их сочетание в целом выглядит уравновешенным.
Еще можно отметить неплохую жанровую универсальность, хотя совсем сложная музыка, симфоническая и хоровая, на E3 звучат простовато — не хватает нюансировки. Но если не слушать большие классические составы или тяжелый металл, эта головка для соответствующего ей по ценовому уровню тракта подойдет неплохо. Отдельный плюс — способность хорошо справляться с запиленными и грязными пластинками, выдавая небольшое количество побочных шумов.
Важные мелочи
Снова вернул на проигрыватель головку MoFi Studio Tracker. Кстати, заметил одну вещь — я совсем не люблю головки, которые крепятся винтом насквозь и гайкой. Это неудобно: и закрепить сложнее, и положение выставить. У MoFi же корпус сделан таким образом, что подсунуть снизу гайку и вкрутить в нее винт намного удобнее, чем у большинства головок с таким типом крепления. А все нужные шайбочки, имеющиеся в комплекте, позволяют сначала закрепить головку слабо для выравнивания положения по шаблону, а потом затянуть винты без потери нужного положения. Мелочь, казалось бы, но мелочь очень важная.
Послушал диск «Charged». Очень бодренько, на удивление разборчиво на сложных фрагментах, отменно басовито.
Пожалуй, так хорошо эту пластинку у меня ни один проигрыватель и головка схожего ценового диапазона во время
тестов не отыгрывали. И еще живо, атмосферно, увлекательно, но при этом сложная музыка, иногда переходящая в
состояние музыкального шума, не перегружает и не утомляет.
Добравшись до классики, послушал пару пластинок из цикла фортепианных концертов Моцарта. Звук чуть гуще и плотнее, чем я привык, не столь воздушно-прозрачный. Заметна как будто доля теплоты, но инструменты звучат достоверно, без синтетики.
Лично мне немного не хватило детальности, но при имеющейся подаче внимание в первую очередь сосредотачивается на музыкальном произведении в целом, на эмоциональном посыле и настроении. Детальность же и динамика таковы, что сказать, чего именно недостает — тоже не получится. Просто тракт расставляет акценты по-своему, а по формальным признакам критических недостатков здесь нет и в помине.
Последняя пластинка — одна из любимых записей J.S. Bach «St. Matthew Passion». Ровная стройная раскладка
монозвука по глубине, большой масштаб (к миниатюрной подаче проигрыватель категорически не склонен), очень
приличная проработка вокальных партий. Пожалуй, если по звучанию инструментальных партий я бы нашел к чему
придраться, то уверенно звучащий вокал компенсирует остальные огрехи и позволяет слушать старую запись, со
всей ее спецификой, полновесно, с отличным эмоциональным наполнением.
Выводы
Исключительный по свойствам проигрыватель, способный выдать тот «сорт» и характер звука, которые сейчас встречаются достаточно редко. Вполне функциональный, симпатичный внешне и удобный в использовании аппарат кроме того еще и здорово звучит: не холодно, не стерильно, без явной окраски или задранности верхних частот. А бас и вовсе достоин отдельной похвалы — обычно такую количественную и качественную басовитость можно ожидать только от существенно более дорогих проигрывателей.
Естественная, чуть-чуть теплая подача понравится и ценителям качественной винтажной аппаратуры (той, которая звучит в схожем ключе), и тем, кто ценит насыщенный, живой и увлекательный звук. Вероятно, тем, кто предпочитает максимальную детальность и минимальную окраску в условиях сложной музыки этот проигрыватель не покажется идеалом, но что-то мне подсказывает, что даже у таких слушателей (а я и себя отчасти отношу к ним) аппарат не вызовет никаких отрицательных эмоций. Слишком уж он к себе располагает за счет получившегося почерка и характера.
С технической же точки зрения этот MoFi StudioDeck хоть в учебники впиши, если бы таковые существовали — чтобы показывать, какие узлы и материалы влияют на звук, и как можно достичь результата неожиданными способами. А еще как пример того, что простая и продуманная конструкция может играть лучше, чем конструкция сложная, технически перегруженная, но не так тщательно проработанная. Ведь ни один конкретный узел не создает весь звук — всегда работает именно сочетание компонентов.
Музыкальный материал
Dead Can Dance — Spiritchaser — Mobile Fidelity Sound Lab MOFI 2-002
Donald Fagen — Sunken Condos — Reprise Records — 9362-49478-4 / Stereo
J.S. Bach — St. Matthew Passion — Otto Klemperer — Angel 3599 E/L / Mono
Miles Davis — We Want Miles — CBS inc. — CBS 88579 / Stereo
Mozart — 10 Piano Concertos — Alfred Brendel, Academy of St.Martin-in-the-Fields, Neville Marriner — Philips 412 970-1 / Stereo
Toshinori Kondo, Eraldo Bernocchi, Bill Laswell — Charged / Apollo / R&S Records — AMB 9955 / Stereo
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ:
Проигрыватель MoFi StudioDeck
Тип привода: пассиковый
Мотор: переменного тока, синхронный, со скоростью вращения 300 об./мин.
Скорости: 33,3 и 45 об./мин. Без подстройки, с ручным механическим переключением
Уровень рокота: 0,017 — 0,025%
Соотношение сигнал/шум: 72 дБ
Тип подшипника: инвертированный
Материал диска: дерлин, вес — 1,76 кг
Потребляемая мощность: < 5 Вт
Размеры (ШхВхГ): 501х362х137 мм
Вес: 8,66 кг
Тонарм: поворотный
Настройки: положение головки, прижимная сила, высота, азимут, антискейтинг
Эффективная длинна: 10 дюймов
Заход: 18 мм
Эффективная масса: 35 г
Допустимый вес головок: 5–10 г
Головка звукоснимателя MoFi Studio Tracker
Тип: ММ (с несменной иглой)
Частотный диапазон: 20 Гц – 20 кГц
Разделение каналов: н.д.
Разбаланс каналов (на 1 кГц): н.д.
Выходное напряжение: 3,5 мВ
Импеданс: 47 кОм
Рекомендуемая емкость: 100 пФ
Иглодержатель: алюминий
Игла: эллиптическая
Податливость: н.д.
Прижимная сила: 1,8–2,2 г
Вес головки: 6,4 г
Головка звукоснимателя Goldring E3
Тип: ММ
Частотный диапазон: 20 Гц — 20 кГц
Разделение каналов: > 20 дБ
Разбаланс каналов (на 1 кГц): 1,5 дБ
Выходное напряжение: 3,5 мВ
Импеданс: 47 кОм
Рекомендуемая емкость: 100–200 пФ
Иглодержатель: алюминий
Игла: эллиптическая, 0,3х0,7 мкм
Статическая податливость: 20 мм / Н
Прижимная сила: 1,5–2,5 г (рекомендованная: 2 г)
Вес головки: 6,9 г
Оригинал материала на сайте Stereo.ru: «Тест винилового проигрывателя MoFi StudioDeck: густота и плотность американского звука»