Баса много не бывает: что такое сабвуфер и как он работает
Хотите ощутить, как содрогается земля под мощными раскатами баса? Мечтаете физически прочувствовать каждый взрыв и выстрел из динамиков вашей акустической системы? Тогда вам просто необходим сабвуфер! Эта волшебная колонка способна передать самые низкие и объемные частоты, которые добавляют музыке глубину, фильмам — реалистичности, а видеоиграм — захватывающего ощущения погружения.
Но существует великое множество предубеждений в отношении тех или иных конструкций сабвуферов, их необходимого количества, частотного диапазона и вообще полезности этого изобретения для человечества. В этом материале мы постараемся отделить мифы от реальности, а домыслы от существующих физических явлений, чтобы помочь нашим читателям сделать наиболее подходящий выбор.
Что такое сабвуфер
Сабвуфер (от англ. sub-woofer — низкочастотный громкоговоритель, буквально «низкочастотник») — это колонка, предназначенная для воспроизведения самых низких частот звукового диапазона. Это неотъемлемая часть современных акустических систем, будь то домашние стереосистемы, кинотеатры или концертные аудиосистемы.
Сабвуферы позволяют добиться насыщенного, глубокого и мощного баса, создавая невероятные ощущения присутствия. Без сабвуфера звучание акустической системы будет неполноценным, ведь именно низкие частоты придают музыке и фильмам ту глубину и масштаб, ради которых мы и слушаем наши любимые треки или смотрим кино.
Как сабвуфер влияет на звук
Сабвуфер является очень важным компонентом акустической системы, влияющим на восприятие всего звука в целом. Вот основные аспекты влияния сабвуфера:
-
Создает эффект присутствия за счет глубокого насыщенного баса. Это особенно важно в кино и играх.
-
Придает масштабность звучанию. Большой динамик сабвуфера способен создавать мощное звуковое давление.
-
Расширяет нижнюю границу воспроизводимого частотного диапазона. Позволяет услышать самые низкие частоты, которые обычные колонки не могут воспроизвести.
-
Снижает искажения на низких частотах. За счет мощного усилителя и большого динамика сабвуфер гораздо лучше передает бас.
-
Разгружает основные колонки в низкочастотном диапазоне. Позволяет им сосредоточиться на чистом воспроизведении средних и высоких частот.
Каналов много — сабвуфер один
Нередко приходится слышать о том, что системы, оснащенные сабвуферами, — это устройства для дилетантов и жуткие бубнелки, так как сабвуфер, как правило, один, а каналов несколько, то бишь разделения каналов на низких частотах не происходит, а это вредит верности воспроизведения. Такие люди в большинстве своем приобретают классическую двухполосную акустику с НЧ-секциями в каждой колонке.
Естественно, разделение каналов происходит в системах с конфигурацией 2.1, 5.1, 7.1 и пр. только на средних и высоких частотах. Есть ли смысл в разделении каналов в НЧ-спектре, сторонники низкочастотной многоканальности либо не знают, либо умалчивают.
Первыми, для кого не имеют смысла НЧ в стерео, должны стать любители винила. Дело в том, что технология грамзаписи в принципе не предполагает многоканальный НЧ-звук — все виниловые басы пишутся в моно, и для винила вполне естественным было бы использование одного сабвуфера и двух сателлитов. Поэтому остается непонятным, зачем в некоторых High End системах, которые позиционируются как идеально адаптированные для винила, используются 2 мощных сабвуфера вместо одного.
Кроме того, психоакустические исследования демонстрируют крайне низкую восприимчивость к локализации источников на низких частотах. При частотах ниже 300 Гц чувствительность слуха к локализации источника существенно снижается. Подавляющее большинство людей не в силах определить направление частот ниже 150 Гц. Следовательно, для большинства стерео в НЧ практически бесполезно.
Зависимости разности интенсивности звука от угла его прихода для разных частот
Совершенно логичным будет звучать вопрос, а почему при фактической невосприимчивости слуха человека к локализации низкочастотного источника, системы 2.0 не потеряли актуальности. Дело в том, что многие из них (чаще полочные) строятся по двухполосной схеме и имеют НЧ/СЧ-секции, которые воспроизводят как низкие, так и средние частоты (в диапазоне значительно выше и 150 Гц и 300 Гц). Кроме того, наличие второго НЧ-драйвера увеличивает звуковое давление на НЧ, что также может оказаться полезным.
Частотный диапазон
Чем шире частотный диапазон у классической АС, тем лучше, но это правило не действует для сабвуферов — для них лучше применить более специфический термин «оптимальный частотный диапазон». В идеале такой диапазон должен начинаться с глубоких 20–30 Гц и заканчиваться пороговой частотой, выше которой мы можем локализовать источник, т.е. 150 Гц.
Такими характеристиками обладают не все сабвуферы, среди бюджетных образцов нередко встречаются сабы с диапазоном от 80-90 до 300 Гц и выше. Более широкий диапазон говорит о том, что устройство рассчитано на более приземленного пользователя, который не будет вслушиваться в детали и заморачиваться на нюансах стереопанорамирования в НЧ-спектре.
Для астрономически дорогой High End техники иногда создают сабвуферы, способные воспроизводить частоты ниже 20 Гц, которые не слышны, но их можно ощутить кожей и внутренними органами, в виде вибраций волн давления (акустический резонанс).
Типы акустического оформления сабвуфера
От акустического оформления сабвуфера зависит большинство его свойств, такие как громкость, габариты, АЧХ и ряд особенностей в звучании. Сегодня принято использовать такие конструкции как закрытый ящик, фазоинвертор, саб с пассивным излучателем и акустический лабиринт.
Фазоинвертор
Этот тип самый распространенный, при этом с ним часто возникают проблемы. Фазоинверторный тип полюбился производителям за сравнительно высокий КПД, что также нередко подкупает пользователей. Но технически грамотные меломаны часто пишут о том, что такие сабвуферы могут вносить существенные искажения.
Не секрет, что низкие частоты в сабвуфере усиливаются за счет акустического резонанса. Саб с ФИ как раз и представляет собой вариацию на тему классического резонатора Гельмгольца. Совершенно естественно, что у резонатора существует резонансная частота. В неправильно рассчитанных, как правило, бюджетных сабвуферах эта частота может представлять собой большую проблему, так как ноты на частоте резонанса звучат значительно громче прочих. Существует правило для хорошего саба с ФИ, гласящее, что частота резонанса ФИ должна быть не более чем на 33% ниже резонанса динамика в том же корпусе с закрытым ФИ.
Правильно рассчитанный сабвуфер с фазоинвертором
Также некоторые проблемы с такими сабвуферами возникают в связи с турбулентными процессами в трубе фазоинверов. В качественных сабах эти проблемы решают при помощи специальных ухищрений, таких как конические рассекатели от Polk и нарезки в трубе фазоинвертора, устраняющей турбулентные потоки у Monitor Audio. Как и в прочих вариантах акустического оформления, для ФИ-саба важно оптимальное демпфирование.
Таким образом, наиболее приемлемыми сферами применения ФИ-сабов являются кино и игры.
Закрытый ящик
Один из самых простых и самых эффективных типов акустического оформления для сабвуфера. Лишен практически всех недостатков фазоинверторного типа, равно как и его достоинств. Обладает сравнительно низким КПД, ровной АЧХ, большими габаритами и массой, не слишком сильно искажает звук. Этот тип — один из наиболее распространенных среди компаний, специализирующихся на выпуске сабвуферов. Как правило, закрытые ящики пользуются популярностью у критичных и притязательных аудиофилов.
Лабиринт
Сравнительно редкий вид акустического оформления сабвуферов, основанный на принципе резонанса. КПД выше, чем у закрытого ящика, и сравним с фазоинверторным типом. При этом искажений значительно меньше. В связи с тем, что конструкция такого корпуса сложна при проектировании и производстве, стоимость лабиринтных сабвуферов не бывает низкой.
Пассивный излучатель
Оригинальный тип акустического оформления, где установлен второй неподключенный излучатель, который работает в качестве пассивного резонатора. Такой тип оформления позволяет уменьшить габаритные размеры по сравнению с закрытым ящиком, работающим с теми же частотами. Также очевидным плюсом является отсутствие резонансных и других паразитных призвуков от фазоинвертора.
К недостаткам можно отнести достаточно большие потери, более низкую чувствительность, а также то, что большая масса пассивного излучателя негативно сказывается на передаточной характеристике.
Мощность сабвуфера
Определяет максимальную громкость сабвуфера и размеры помещения, в котором он может использоваться. Для дома достаточно 100-200 Вт, для больших систем требуется 500–1000 Вт на каждый сабвуфер и более.
Что касается усиления мощности, то конструктивно сабвуферы делятся на два типа: активные (имеют встроенный усилитель, проще в установке и использовании) и пассивные (требуют подключения внешнего усилителя).
Активные сабвуферы KEF Kube в трех размерах
Итог
Возможно, Вас заинтересует:
- 9
- 1
- 0