Тест сабвуфера SVS SB-1000: такой разный бас | Stereo.ru
Объединение кинотеатральных и музыкальных систем в одну — задача непростая, поэтому существует расхожее мнение о несовместимости этих двух направлений. Основным камнем преткновения в данном вопросе является бас. Для кино и для музыки нужно совершенно разное его количество и главное — качество. А ответственным за это назначается, конечно же, сабвуфер. В очередной попытке найти оптимальное решение мы обратились к продукции американского бренда SVS. Есть мнение, что именно их сабвуферы одинаково хороши и в кино, и в музыке.
Максимальная эффективность
Сабвуфер SB-1000 я бы назвал универсальным просто исходя из его спецификации. 12-дюймовый излучатель и 300 Вт мощности позволяют использовать его в комнатах разных размеров, а если речь идет о кинозале размером побольше, можно просто увеличить количество сабвуферов — для кино глубины баса вполне хватит.
Еще один очевидный и немаловажный факт — размеры модели. Куб с длиной грани 34 см — это весьма компактные габариты для мощного саба, работающего с отметки 24 Гц. Нетрудно подсчитать, что 34 см — это примерно 13 дюймов, соответственно, динамик калибра 12 дюймов занимает практически всю площадь передней панели. К тому же он является длинноходным, что позволяет обеспечивать большое звуковое давление.
Важный момент: большой рабочий ход обычно придают динамикам небольшого размера, работающим в корпусе с фазоинвертором. Тогда как большие излучатели (а 12 дюймов — это уже довольно крупный драйвер) в закрытом акустическом оформлении традиционно делают короткоходными ради лучшего контроля баса. В данном случае у производителей явно стояла задача совместить высокую эффективность с малыми габаритами, поэтому мы имеем нетипичный гибрид. При таком раскладе главное — не потерять преимущества обоих подходов.
Технические подробности
За минимизацию искажений в излучателе отвечают два мощных ферритовых магнита высшего класса, магнитная система с полем в зазоре, длинная звуковая катушка и резиновый подвес с большой амплитудой движения. Для снижения компрессии в магнитной системе сделано сквозное отверстие для отвода воздуха из-под центральной части диффузора.
Встроенный усилитель SVS Sledge STA-300D работает в классе D и выдает 300 Вт в рабочем режиме и более 700 Вт в пике. У него есть встроенный цифровой процессор, который согласовывает работу динамика с корпусом и помогает получить линейную характеристику на выходе.
Регуляторы громкости, частоты и фазы выглядят и функционируют вполне аналогово. Непохоже, чтобы процессор задействовали в этой части звукового тракта. Входов у SB-1000 полный набор: стереофонические высоко- и низкоуровневые, а также LFE, совмещенный с низкоуровневым. Наличие высокоуровневых входов окажется удобным при подключении к усилителю с двумя парами клемм. Также имеется стереофонический низкоуровневый выход с фиксированной частотой среза 80 Гц. Последний позволит «разгрузить» усилитель мощности и без процессора в системе.
Сабвуфер имеет отключаемую автоматическую систему перехода в режим ожидания и триггерный вход для интеграции в систему автоматизации. Энергопотребление в режиме ожидания составляет 0,5 Вт, поэтому полностью обесточивать систему каждый раз совсем не обязательно.
Жизнь в движении
Тяжелый и прочный корпус сабвуфера внешне выглядит аккуратным и компактным. Благодаря скругленным граням корпуса и округлому же грилю он не привлекает внимания и незаметно растворяется в интерьере. Единственное, что выдает его присутствие в затемненном помещении, — яркий синий светодиод, просвечивающий сквозь ткань гриля. Гриль прочно крепится на корпусе, и при попытке его снять я начал сомневаться, а возможно ли это в принципе? Сделано это, конечно, неспроста.
На первом же взрыве при просмотре кино стал понятен реальный потенциал этой бас-машины. Взрывная волна была передана натурально во всех смыслах, включая физическое ощущение удара и вибрации. При этом сабвуфер сделал это играючи, без напряжения.
Еще интереснее прозвучал эпизод со стрельбой из шестиствольного пулемета, отдача которого в озвучке фильма приходилась аккурат в басовый диапазон. Быстрые и плотные удары сабвуфер отработал без единой задержки — четко, хлестко.
Третий тест содержал продолжительный гул авиационных двигателей. Длительный низкочастотный эффект отрабатывался с высокой степенью контроля; малейшие перепады уровней громкости были слышны и ощутимы физически, как изменение давления и движение воздуха. Важно отметить, что бас в кино не казался сухим или недостаточно насыщенным и объемным. Помещение хорошо заполнялось звуком. По полноте и мощи звучания SB-1000 вполне мог бы конкурировать с фазоинверторными моделями даже большего размера, а вот по точности и сфокусированности звуков он явно превосходит большинство конкурентов вне зависимости от их типа и размера. Кинотеатральный бас лучшего качества я слышал только на моделях существенно более дорогих и габаритных.
Исполнительские таланты
Переход к прослушиванию музыкального материала потребовал небольшой перенастройки, которая свелась к уменьшению уровня громкости сабвуфера для выравнивания тонального баланса. Поскольку в качестве фронтальной пары выступали напольники, была возможность экспериментировать с частотой раздела в широких пределах: от 50 Гц, когда кроссовер сабвуфера уже перестает работать, и примерно до 80-100 Гц, когда источник баса уже начинал локализовываться на слух. При любой частоте раздела низ получался ровный, без локальных пиков, что говорит в первую очередь о ровной АЧХ сабвуфера.
Звучание бас-гитары порадовало упругостью и четкостью вплоть до самых низких нот, а записи контрабаса показали истинную глубину баса, заодно продемонстрировав бесшовную стыковку колонок с сабвуфером. Тем не менее свободный и насыщенный тембрами звук контрабаса показался мне не таким уж четким и сфокусированным. Но все познается в сравнении, а конкурентов, способных звучать также или лучше в этой ценовой группе, пожалуй, и не назову.
На рок-музыке и металле быстрая работа ритм-секции не стала проблемой для SB-1000 — отдельные ноты и удары были отчетливо слышны без попытки смешать все в единое, неразборчивое и гулкое месиво, чем грешат многие сабвуферы нижней и средней ценовой категории.
Даже при низкой частоте раздела и на музыке, не содержащей выраженных басовых нот, присутствие сабвуфера в системе и его качество ощущается достаточно хорошо. Слушая акустическую музыку или вокал, вполне можно прочувствовать, насколько более полными и насыщенными становятся нижние ноты, а также то, насколько реалистичнее передается масштаб и размер звуковых образов.
Этот сабвуфер можно назвать музыкальным, а уделив должное внимание настройке — получить бесшовную интеграцию как с напольными, так и с полочными колонками.
Выводы
SVS SB-1000 показал себя вполне универсальным решением, на роль которого и был выбран изначально. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что в данной ценовой категории и типоразмере разработчики приблизились к максимуму возможного. Сабвуфер выдает качественный звук и в музыкальном, и в кинотеатральном режиме, при этом обеспечивает звуковое давление и глубину баса, сопоставимые с существенно более крупными моделями.
Если подходить к вопросу качества совсем уж придирчиво, наверное, можно было бы получить еще чуть больше музыкальности или чуть больше мощности, но в этом случае чаши весов наклонились бы в ту или иную сторону. Сейчас же мы имеем хороший баланс.
Дизайн SVS SB-1000 мне понравился: выглядит не броско, но современно, и собран, кстати, весьма качественно. Разве что синий светодиод будет резать чей-нибудь особенно чувствительный к этой части спектра глаз.
Компактные размеры, высокая мощность, хороший контроль баса, богатый выбор входов и регулировок
Некоторые пользователи не оценят яркий светодиодный индикатор
Акустическое оформление: закрытое
Динамик: 12 дюймов, длинноходный
Диапазон частот: 24-260 Гц +/- 3дБ
Усилитель: 300 Вт RMS, 720 Вт пиковая
Регулировки: громкость, фаза 0-180°, частотный фильтр 50-180 Гц
Входы: низкоуровневый стерео, LFE, высокоуровневый
Выходы: низкоуровневый стерео (фильтр 80 Гц)
Габариты: 343х330х371 мм
Масса: 12,2 кг